Хип-хоп культура. Хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде
уже достаточно давно, и на характеристике черт этой субкультуры мы
остановимся подробнее. Хип-хоп - "уличная культура", получившая
широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во
многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью
социальной субъектности через создание, освоение, распространение,
развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и
ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также
стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на
роликах) и др. По своему происхождению хип-хоп культура связана с
бедными "цветными" кварталами крупных городов США и отразила черты
культурных паттернов ряда этнических групп. Так, за основу брейк-данса
взяты афро-американский ритм и черты народного "танца в кругу",
элементы акробатики, афро-бразильской борьбы капоэйро, приемы
китайского кунг-фу. На становление хип-хоп культуры оказало влияние
массовое распространение технических новинок в области музыкального
оборудования, прежде всего появление виниловых пластинок и техники,
позволявшей их проигрывать на уличных "тусовках". На этой базе
сформировались первые подходы к ди-джеингу (от DJ - disk jokej -
ведущий программу, составленную из звукозаписей). П. Шэффер, в
частности, рассматривается как один из первых DJ, который в 1930-е годы
стал трансформировать записанную на пластинках музыку путем
проигрывания сразу двух пластинок, изменения скорости вращения дисков и
т. д., что позже вошло в практику ди-джеинга, сформированную пионерами
хип-хопа DJ Kool Herc, Africa Bambaataа, Grandmaster Flash, DJ
Hollywood и Grandwizard Theodore: они изобретали новое звучание
музыкальных записей (хип-хоп звучание)[19]. Хип-хоп культура -
сложное культурное образование. В формировании граффити как направления
хип-хоп культуры проявился контркультурный характер этой
социокультурной практики. Напротив, рэп (ритмическая скороговорка;
англ. rap - легкий удар, стук) тесно связан с культурной традицией,
восходящей к искусству африканских поэтов-проповедников (Griots), а
также к принятым формам быстрого, ритмичного проговаривания текстов
молитв и проповедей, что является характерной чертой черных
протестантских общин в США. Скороговорка применялась на черных
радиостанциях ди-джеями в 1950-1960-е гг. (jive-talking). Некоторые
исследователи относят к истокам рэпа ритмичные хвастливо-угрожающие
тексты, произносимые боксерами на ринге перед матчем для устрашения
противника, как это делал, в частности, Мухаммед Али. Рэп как типичный
образец городской, уличной культуры многое взял из эстетики "дворовой"
жизни, быта музыкантов-лабухов и пр. Одной из черт раннего рэпа
является хвастовство как способ самоутверждения. В скороговорке
присутствует не только жесткая ритмическая основа, но и рифмы, что
сделало рэп разновидностью современной поэзии. Происхождение рэпа
исследователи связывают с инновациями DJ Kool Herc, который в 1975 г.
начал на вечеринках во время танца подключать микрофон и говорить с
танцующей толпой. Поначалу это были односложные покрики или
скандирование какой-нибудь подбадривающей фразы, позже рэп породил
развернутые поэтические монологи. К середине 1970-х годов в
Бронксе и Гарлеме действовало множество (несколько сотен) брейкерских
команд, деливших территорию города и танцевавших каждая на своем
перекрестке. Такие команды, как "Rock Steady Crew" и " New-York City
Breakers", вели так называемые ритуальные "битвы", которые, будучи
засняты на видео, получили широкое распространение в мире и породили
волну подражаний среди подростков. По мере роста популярности хип-хоп
культуры она приобретает черты молодежной моды, становится частью
шоу-бизнеса: брейкеры и рэперы появляются в коммерческих проектах
(телешоу, реклама, клипы, демонстрация одежды и т. д.). С середины
1980-х годов популярность хип-хопа стала падать, хотя и сегодня он
сохраняется как одна из молодежных субкультур. Крупные мероприятия,
акции и программы в рамках хип-хоп культуры поддерживают такие
корпорации и компании, как "Puma", "McDonalds", "Coca-Cola", "Philips",
"Adidas" и др. В СССР первая волна хип-хоп культуры прокатилась в
середине 1980-х годов. Источником информации о хип-хопе были фильмы,
которые привозились из-за границы частными лицами. Джазовый ансамбль
"Арсенал" (рук. А. Козлов) одним из первых стал строить танцевальную
часть концертов на основе брейк-данса. Появившиеся первые команды,
ориентированные на хип-хоп, не встречают сопротивления власти в
условиях социальной аномии и поддерживаются демократической
общественностью. Проводятся фестивали брейк-данса, образцы брейка
появляется в фильмах ("Диск-жокей", "Женский клуб", "Танцы на крыше",
"Гремучая дюжина", "С роботами не шутят" и др.). В настоящее время
хип-хоп культура в России не воспринимается как контркультурное
образование. Первоначально оно рассматривалось как прямое свидетельство
американизации общественного сознания российской молодежи, но теперь
более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных
систем, в частности менталитета россиян. Часто молодежные хип-хоп
коллективы приглашают на различные крупные презентации, праздники,
форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка
органами государственной власти, общественными объединениями (в
частности, Российский союз молодежи разработал программу "Хип-хоп
старт"). В Чебоксарах на протяжении ряда лет проводятся международные
фестивали хип-хоп культуры "Кофемолка" (V фестиваль - 2004) при
организационной и финансовой поддержке федеральных и региональных
структур, ответственных за осуществление мер в области государственной
молодежной политики. В Якутии проходят фестивали "Hip-hop live". На
регулярной основе проводятся Московский открытый фестиваль по
брейк-дансу "OPEN", международный рэп-фестиваль "RAP-music",
официальный отборочный тур чемпионата мира по брейк-дансу для команд из
России и стран СНГ "BOTY - Russia" и др. При поддержке
мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по
происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской
молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных
субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с
действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках,
она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного
характера. "Сражения" между ди-джеями, соревнования между мастерами
брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым
положительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок
между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния
реализовалась в другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом, была
отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует
спортивной подготовки. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в
криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и
Европы, других регионов мира. В своих некоммерческих формах хип-хоп
культура не требует от молодежи больших финансовых вложений, дает
возможность организовать активный досуг определенной части молодежи,
ориентированной на ценности этой субкультурной конструкции.
Брейк-данс (англ. Breakdance - "ломаный танец") - вид "танца в кругу",
связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются
слова (некоторые вошли в молодежный сленг) "брейкинг", "рокинг"
(первоначальное название брейк-данса), "би-боинг" (от b-boy - парень,
исполняющий брейк, но, возможно, и от африканского слова boioing -
танец, состоящий из прыжков). Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке
как явление молодежной "культуры улиц" в кварталах иммигрантов. По
данным исследователей хип-хоп культуры, в конце 1960-х годов брейк-данс
существовал еще в виде двух самостоятельных танцев - лос-анджелесской
пантомимы ("верхний брейк", boogie), шедшей от негритянской традиции, и
нью-йоркского акробатического стиля ("нижний брейк" латиноамериканского
происхождения, собственно breaking). Популярность брейк-данс
приобрел после того, как в 1969 г. певец Джеймс Браун сопроводил хит
"Get on the Good Foot" исполнением на сцене новых танцевальных
элементов. Это дало импульс для появления в начале 1970-х годов
молодежных групп, исполнявших танец "Good Foot" (от названия хита Дж.
Брауна). Танец соединял воедино различные по происхождению элементы
брейк-данса: "тикинг" (tiсking - "тиканье") - прерывистое танцевальное
движение, когда тело фиксируется в разных положениях; "вэйвинг" (wave -
"волна"), при котором тело изгибается волнообразно; "локинг" (locking -
"торможение") - трансформация буги-фортелей и т. д. В брейк-дансе,
исполняемом на дискотеках, утвердился стиль "робот", имевший своим
источником лос-анджелесский буги. Распространение нового танцевального
стиля непосредственно было связано с активностью молодежных групп и с
упомянутым уже разделением территории больших городов на зоны,
контролировавшиеся командами брейкеров. Конкуренция групп порождала
усложнение брейка как танца и его растущее значение как ценности в
молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством
агрессивности подростков ("танцевальные битвы": один из лидеров
хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам
"разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот
проиграл"). В 1980-е годы в брейке усиливается инновация в
области движения (увеличение в нем акробатических элементов и движений
из восточных единоборств) - во многом под воздействием латинос. Би-бой
по кличке Крэйзи Легз ввел в брейк вращательные элементы: windmill,
headspin, turtle, backspins и др. Этот технически сложный танец привлек
внимание СМИ. Появление фильма "Flashdance" (1983) с участием команды
RSC, видеоклипов и фильмов с этой и другими командами имело решающее
значение для превращения брейка в мировую молодежную моду и масштабный
коммерческий проект. С 1987 г. волна популярности брейка в коммерческих
проектах пошла на спад. Однако в молодежной среде он продолжает
занимать определенное место. В СССР/России брейк-данс стал
известен в середине 1980-х годов. В 1985 г. возникли первые команды
брейкеров "Меркурий" и "Магический круг". Началось проведение
фестивалей брейк-данса (Таллин, 1985; Москва, 1986; Рига, 1987 и др.).
Вновь интерес к танцу в молодежной среде распространяется в 1990-х
годах. Появляются новые команды исполнителей, открываются первые
танцевальные школы брейка, этот танцевальный стиль демонстрируется по
телевидению (особенно часто - по MTV). С 2001 г. Россия впервые
официально участвует в международном чемпионате по брейк-дансу.
Брейк-данс - заметное явление в жизни молодежи современной России, в
том числе и не связанной с хип-хоп культурой. Однако в социологии
молодежи оно не нашло более или менее серьезного отражения. Отдельные
стороны этого явления представлены в работах по молодежным
субкультурам. Граффити (ит. graffito - "нацарапанный") - вид
художественного искусства, настенная символическая живопись, придание
текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина
граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное
направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и
ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую
социально-художественную практику. История граффити начинается в
середине 1960-х годов в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован
"бомбинг" (to bomb - "бомбить") - практика писания на стенах
общественных зданий своих имен как художественно оформленных текстов.
Исполнители таких надписей получили название "райтеры" (от англ. write
- "писать"). Внимание, которое было уделено в СМИ райтерам появившихся
по всему городу надписей "CORNBREAD" и "COOL EARL", возможно,
предопределило дальнейшее развитие этой контркультурной социальной
практики в Нью-Йорке. Особо важным для истории граффити считается 1970
г., когда 16-летний негр Demetrius стал метить стены нью-йоркского
метро своей кличкой "Taki 183". Эта метка называлась "тэгом" и
представляла собой типичное прозвище би-боя, состоящее из псевдонима и
номера улицы, где проживает райтер. Первоначально "тэги" писались без
специальных изобразительных средств и соответствующих инструментов и
материалов. В хип-хоп литературе отмечается, что "Taki был маньяком:
своим тэгом он изрисовал пол-Нью-Йорка, заслужив всенародную славу и
бросив вызов остальным би-боям". Таким образом, изначально увлечение
граффити формировалось не только в противопоставлении социальным
нормам, общественной пристойности, но и как соревнование со "своими",
где значимым было нарисовать свой "тэг" на более видном, на самом
неожиданном месте. Развиваясь из культуры улиц, граффити менялись по
манере исполнения и применяемой технике исполнения. Если первоначально
основным инструментом райтеров были самодельные маркеры, а оттенки
придавались красками для обуви и штемпелей, то позже появились аэрозоли
для окрашивания автомобилей, и "тэги" повсеместно стали цветными.
Особенность художественного образа зависела от твердости руки,
поскольку изображение не могло быть подправлено, и от подбора
распылителей, нередко украденных из магазинов. Уже в начале 1970-х
годов такие социальные практики утеряли индивидуальный характер и
граффити стали исполняться целыми молодежными бригадами. Идея би-боя
Super Kool 223 надеть на пульверизатор распылитель от крема "Gillett"
расширила художественные возможности райтера (широкие ровные полосы),
что позволило ему нарисовать первую большую цветную картину. Таким
образом, граффити с 1972 г. стали развиваться как монументальное
искусство с применением оригинальных шрифтовых стилей. В итоге
появились новые черты молодежной субкультурной активности: конкуренция
групп, исполнявших "тэги" в разной шрифтовой манере. "Тэги" противников
нередко зачеркивались или зарисовывались своими. Соответственно, такие
действия становились частью субкультур, ориентированных на экстрим.
К концу 1990-х гг. утвердились другие формы соревнования мастеров
граффити (при арбитраже третьей стороны): конкурс двух групп, рисующих
на своей части стены, для выяснения кто лучше; выделение кварталов,
которые претендующая на первенство группа должна освоить за
определенное время (учитывается количество надписей) и т. д.
Проигравший обычно расплачивается с победителем красками и материалами
для работы. Граффити нередко представляют собой своеобразные
индустриальные пейзажи, в них появились персонажи (близкие по
стилистике к комиксам). В 1975 г. би-бой Riff впервые разрисовал полный
вагон в Нью-Йоркском метро, в 1976 г. райтерами был разрисован целый
состав метро. Такого рода действия рассматривались как факты
хулиганства, порчи муниципального имущества, что определило ужесточение
санкций за самовольное нанесение надписей и рисунков в общественных
местах. Это создало эффект бумеранга, и в 1981 г., когда репрессии
против рейтеров достигли наивысшего накала, появилось наибольшее число
новых граффити. Попытки властей остановить молодых экстремалов
оказались непродуктивными, и в общественном сознании жителей крупных
городов граффити утвердились как неизбежное зло. Во многих городах для
создателей граффити были отведены специальные места для их творчества.
Стили и техники граффити быстро распространились в Европе, на других
континентах. Появился "граффити-туризм" - поездки молодежи в другие
города и страны с целью написать там свои имена. Стилистика граффити
вместе с ее молодыми почитателями вошла в поп-культуру, преобразовала
компьютерный дизайн (особенно компьютерные игры), широко применяется в
Интернете, рекламе. В СССР/России с приходом моды на брейк-данс
определенной частью молодежи начали осваиваться и практики граффити.
Это увлечение сохраняется, хотя столь массового характера, как в
европейских странах, не имеет. Граффити выступает как одна из основ
определенных стилей жизни в некоторых из молодежных сообществ (прежде
всего воспринявших импульсы от хип-хоп культуры). В крупных
российских городах довольно много молодежи в одежде, стилистически
связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких
штанах (а часто просто в узких с карманами)", изображающих из себя
рэперов, с презрением. На то обстоятельство, что рэперская одежда
встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других российских
городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда
продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но,
разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно
ориентирована на хип-хоп культуру. Анализ информации о рейверах,
рэперах и других молодежных сообществах, основанных на заимствованных
стилях жизни, показывает, что в своей сущности такие сообщества (с их
корпоративными правилами и образцами поведения, одежды, музыкальных
вкусов) - лишь трамплин в институционализированное общество. Они в этом
смысле являются некоторым достраиванием социальной реальности для
смягчения напряженности при вхождении в общественные структуры.